МОО "Достижения молодых"
Школьная компанияКонкурсыJA Учебный центр
МОО "Достижения молодых"
  АВТОРИЗАЦИЯ
ПОИСК

Об организации

Всемирная неделя предпринимательства

Новости

Финансовая грамотность

JA– Больше чем деньги

Проверьте свою финансовую грамотность

Исследование «Достижения молодых – Юный предприниматель Европы»

Какие уроки мы должны извлечь из кризиса?

Конференция «Финансы: грамотность и возможности для молодежи»

«Достижения молодых»: опыт и перспективы обучения финансовой грамотности детей и учащейся молодежи

Предпринимательство и бизнес образование

Финансовая грамотность


О финансовой грамотности

Что такое финансовая грамотность? 
  • Финансовую грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
  • Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.   
  • Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Насколько развита финансовая грамотность в молодежной среде?
 
  • Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.   
  • Исследование личной грамотности в финансовой сфере, проведенное в 2008 г. при поддержке фонда Merrill Lynch Foundation и коалиции Jump$tart Coalition®, обнаружило, что только 48 % учащихся выпускных классов американских школ могут правильно ответить на предложенные вопросы.
  • Согласно исследованию, осуществленному в 2004 году Кембриджским университетом и компанией Prudential Insurance,  около 9 миллионов учащихся выпускных классов в британских школах страдают «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования».
  • Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают вопросы связанняе с финансами со своими детьми.[1]
  • Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства. По расчетам Мирового экономического форума в настоящее время доля населения планеты, не имеющего доступа к банковской системе, составляет приблизительно 4 млрд.
 
В чем важность финансовой грамотности населения?
  • Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
  • Один из наглядных примеров влияния грамотности населения в области финансов на экономику – мировой финансовой кризис 2008 года. Он берет истоки в ипотечном кризисе в США, начавшемся в 2006 году.  «Ипотечный мыльный пузырь», основанный на кредитовании лиц с низкими доходами, лопнул, что привело к массовым отказам от кредитных обязательств со стороны заемщиков и прекращению выдачи кредитов со стороны банков. Сначала медленно, потом все быстрее, кризис из сферы недвижимости перешел в реальную экономику, распространился по США, затем по Азии и Европе, замедлил темпы развития мировой экономики в целом.  
  • Что послужило причиной столь быстрого распространения кризиса? Экспертам предстоит выяснить это в ближайшие годы. Будут определены и виновные в кризисе. Сейчас же, целесообразно поставить вопрос: что делать в условиях кризиса?
  • Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.
  • Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.  
 
Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в образовательных учреждениях и домашних условиях?  
 
  • В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.
  • Родители в большинстве случаев не могут обучать основам финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.
 
Что можно предпринять для решения проблемы?
 
  •  Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
  • Международное содружество образовательных некоммерческих организаций «Достижения молодых» (JA Worldwide®) располагает многолетним опытом обучения основам финансовой грамотности детей и учащейся молодежи. Модель обучения «Достижения молодых» основана на практикоориентированном подходе и социальном партнерстве в сфере образования с привлечением партнеров, представляющих государство и бизнес, банковские и финансовые организации, а также образовательные учреждения, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной и результативной подготовки подрастающего поколения к успешной деятельности в сложных и динамичных условиях современной экономики.
  • Программы «Достижения молодых» адаптированы к возрастным особенностям учащихся, предлагают различные виды образовательной деятельности и ориентированы на формирование и практическое применение усвоенных знаний и навыков.
  • Примером применения образовательной модели «Достижения молодых» в сфере формирования финансовой грамотности школьников может служить  программа «JA - Больше чем деньги». Программа предназначена для школьников 7-13 лет и направлена на развитие полезных навыков обращения с деньгами в следующих основных направлениях: поступления, расходы, сбережения, пожертвования. Программа устанавливает связь между деньгами и источниками доходов, дает возможность сформировать представление о возможностях профессионального выбора, включая предпринимательскую деятельность. Программа создана методистами  международного образовательного содружества «Достижения молодых» и успешно развивается в мировом масштабе при поддержке банка HSBC.
  • Добровольные консультанты, участвующие в образовательном процессе, приносят в классы, обучающиеся по программе «JA - Больше чем деньги», свой личный и профессиональный опыт управления финансами. Сотрудники банка выступают в роли наставников и в сотрудничестве с учителями помогают школьникам освоить ключевые понятия и базовые навыки финансовой грамотности. Программа носит прикладной характер, имеет учебно-методическое обеспечение, включающее материалы для учителей и консультантов, наглядные пособия, рассчитанные на школьников в возрасте 7-13 лет, которые могут изучаться в классе и в семейном кругу.
 
В каком возрасте следует начинать обучение финансовой грамотности и обращению с деньгами?
 
  • Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.[2]
  • Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
  • Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
  • Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.[3]
  • Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ «Достижения молодых», реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать правильный выбор и изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.
 
Какое влияние на детей и молодежь могут оказывать образовательные программы финансовой грамотности?
 
  • Программы, направленные на формирование финансовой грамотности порастающего поколения, могут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность, массовость. 
  • Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности молодежи, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием  представителей образования и профессионального сообщества.
 
На чем основано взаимодействие «Достижения молодых» и HSBCв сфере формирования финансовой грамотности подрастающего поколения?
 
  • Программы «Достижения молодых», направленные на выработку навыков финансовой дисциплины и преодоление вредных привычек, порождающих финансовые затруднения, осуществляются с 1919 года. Программы ориентированы на широкие группы школьников и учащейся молодежи. Программы основаны на интегрированном подходе к формированию финансовой грамотности, включают разнообразные формы и методы обучения, адаптированные к возрасту и потребностям участников. Цель международного сообщества «Достижения молодых» - распространение в мировом масштабе модели обучения финансовой грамотности молодежи на основе получения знаний и опыта «из первых рук» - с участием представителей профессионального сообщества, объединяющих усилия с семьями и педагогами в целях подготовки молодых граждан к успешной профессиональной деятельности, финансовой безопасности и благополучию.
  • В банке HSBC верят, что образование – это ключ к процветанию. Являясь одной из крупнейших организаций в мире по оказанию банковских и финансовых услуг,  HSBC поддерживает образовательные проекты в мировом масштабе, помогая молодым людям обрести надежду, позитивное отношение, возможности для успеха и, самое главное, лучшее будущее. По убеждению HSBC, знания, понимание и навыки приобретенные на этапе формирования личности, дают долговременные перспективы, помогая молодым людям стать более уверенными, целеустремленными и ответственными взрослыми, которые могут внести важный вклад организацию, где работают или открыть свое дело и успешно вести бизнес,  способствуя процветанию места проживания, страны и мировой экономики.
  • HSBC и «Достижения молодых» имеют опыт более 65-летнего сотрудничества в США, свыше 25 лет объединяют усилия в сфере финансовой грамотности в Великобритании. Вот что говорит об основах сотрудничества Саймон Мартин, Глава группы корпоративной ответственности HSBC:
В ситуации экономической неопределенности важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.  HSBCактивно участвует в повышении уровня финансовой грамотности в странах, где осуществляется деятельность банка.

 Программа «JA– Больше чем деньги»™  >>



[1]“Capital One’s Annual Back To School Survey Finds Teens Eager To Learn about Money, But Parents Continue To Overlook Important Learning Opportunities,” June 2006.

[2] OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development). 2005c. Improving Financial Literacy: Analysis of Issues and Policies.

[3] Johnson, E., & Sherraden, M.S. (2007). From financial literacy to financial capability among youth. Journal of Sociology and Social Welfare, 34(3), 119-145.



ЛОГИН: ПАРОЛЬ:
Регистрация Забыли пароль?
Junior Achievement Russia

 

 Junior Achievement - Young Enterprise

   --------  ПРОЕКТЫ  --------  
 
 







    
--------  ПАРТНЕРЫ  --------  



© Junior Achievement Сайт разработан студией "ВебОпти"